Речь пойдет о таких вещах, о которых мы часто не задумываемся, а профессионал начинает с них. Простые люди создают свой дизайн по собственному желанию и восприятию часто не обращая внимания на такие вещи как совместимость, уместность, размер. Но есть еще и другие важные аспекты, с которыми обязательно работают профи ландшафтного дизайна.
-
Ограда как проекция чувства защиты в своем собственном природном комплексе
Первое правило – это не просто одно из правил ландшафтного дизайна участка, а корень, в который зрит вся композиция. Ограда – это рамка, завершающая всю картину. Ну возьмите и на Рембранта нацепите самую простую пластиковую тоненькую рамку. Вопиющее зло! Так и сад, вместе с домом хотят своего обрамления. Заборы – это не просто способ оградить свою территорию, а и эстетическое удовольствие. Одни вписывают их сад (но это не частое явление, и, скажем, не дешевое), другие «подбирают под дом», а потом заселяют остальную территорию растениями, третьи выходят из своих возможностей (в большинстве случаев), а на дачах – это вообще необязательно (бабушки и дедушки не всегда считали нужным их присутствие вокруг участка).
Ограда позволяет создавать многоуровневые композиции, вводит в сад вертикали, становится фоном для зеленых насаждений. Она может быть металлической, каменной, кирпичной, гладкой, структурированной, разной высоты, комбинированной по материалам и т. д. и т. п. В общем, у фантазии нет предела, лишь бы она не упиралась в денежку. Хотя…
Единственное правило для ограды в спокойном и уютном саду – это гармония между ею и другими элементами. Помните только, это Ваш собственный уютный мир, где Вы отдыхаете или работаете в свое удовольствие, отрешась от окружающей из вне суеты.
-
Регулирующие линии
Очень важное правило для любого стиля сада — будь то итальянский, французский или супер современный сад с техническими новинками. Линии помогают увидеть композицию по частям и целом, скорректировать. Они соединяют дом и сад, переходят с дома в сад и наоборот.
Линии создаются деревьями, растениями, архитектурными формами, водоемами, ограждениями и домом. Они бывают простыми и сложными, прямыми, горизонтальными, вертикальными, диагональными. С помощью растений жесткие прямые линии дома в стиле модерн можно смягчить растениями, характерными для японского сада — сакурой, кленами, хризантемами.
При высаживании молодых растений важно помнить о том, как они будут изменятся во времени. Ведь вся композиция создана для Вас и должна во всех своих ипостасях доставлять радость созерцания именно Вам.
-
Правило «золотого сечения»
Это правило ландшафтного дизайна участка настолько внедрилось в жизнь человека, что пользуясь им, он этого не замечает. Во всех сферах науки, техники и искусства присутствуют пропорции, симметрии и асимметрии подчиняются ему.
Правилом «золотого сечения» пользовались древние создавая пирамиды, Парфенон и, как Вы видите, стоят до сих пор и будут еще стоять. Более поздним примером может послужить знаменитый рисунок человека от Л. Да Винчи. Он как ученый исследовал это понятие. Оно помогало правильно и помогает распределить не только нагрузку физическую, а и эстетическую.
«Золотое сечение» — неотъемлемая часть жизни человека и его самого. Так и сад нуждается в нем. Грамотный ландшафтный дизайн участка проектируется основываясь во многом на нем. Суть в том, что площадь разбивается на сегменты (сегменты, а не части потому, что не только размеры разные, а и формы тоже разные). Работает это приблизительно так: меньшая часть относиться к большей, как большая ко всему целому. В процентах вот так: 62% на 38%.
-
Обращение к работам известных ландшафтных дизайнеров
При самостоятельной работе над своим проектом стоит обратится к работам уже состоявшихся дизайнеров. Это значительно облегчит работу и даст возможность воспользоваться уже готовыми приемами. Вот первая десятка мировых гуру ландшафтного дизайна участка.
- Кристофер Ллойд – мастер по совмещению классики и новинок.
- Роберто Бурль Маркс – символист, график, способный перенести картину на участок.
- Жан-Поль Ганем – дизайнер, который подойдет тем, кто хочет воссоздать у себя сельский пейзаж.
- Чарльз Дженкс – мастер-график и философ, способный воплотить самые смелые космические фантазии при помощи самых обычных вещей.
- Андре ле Нотр – босс французского стиля.
- Ланселот Кейпебилити Браун – король английского садового направления.
- Пит Удольф – мастер по использованию местных растений.
- Коичи Курису – дизайнер ландшафта в японском стиле.
- Мери Рейнолдс – любительница природных ландшафтов.
- Патрик Бленк – если не знаете, как создавать вертикали в саду, обратитесь к его работам.
-
Соразмерность архитектурного наполнения сада
Мы часто говорим, что лучше больше, чем меньше. В саду же идеально, когда основные архитектурные формы сбалансированы и не имеют никакого отношения к выше сказанному. Мы понимаем, что Вам хочется похвалится перед соседями и друзьями, например, таким: а у нас большой пруд или большая беседка … Но при этом участок небольшой и эти конструкции занимают почти всю площадь. Так вот, большой пруд требует много усилий и затрат по уходу за ним, а большая беседка трудно декорируется растениями и редко используется по полной. Большие вещи – большим садам.
Если же Вы все-таки готовы к крупным размерам, то пруд делайте неправильной формы с мостиками и маленькими тихими заводями, а беседку наполните контейнерными растениями — стоячими и висячими.
-
От большого к малому
Оно больше относится к растениям, но и к строениям тоже применимо. Однако, удачная посадка – успех всего сада. Здесь стоит обратиться к трем небольшим указаниям, существенно упрощающим в дальнейшем уход за садом.
- Начинать высаживать растения надо с крупномеров, далее кусты, кустарники и цветы. Напоследок следует оставлять травяной покров.
- Прежде чем сажать растения надо вычислить площадь, которая понадобится им для нормальной жизнедеятельности
- Количество растений не должно уходить в бесконечность.
Последний пункт важен, ибо часто-густо наши сады – это коллекции, занимающие минимальную площадь и создающие массу проблем (не цветет, не растет, часто гибнет…). Он также связан и с остальными. В первом случае мы «втуливаем» растение в неподходящие места (ну оно ж так понравилось и так захотелось его у себя иметь). Во втором чаще всего о нем просто не помнят в момент посадки, а потом, во время роста, пытаемся понять и «вылечить или уничтожить» от болезней и насекомых (беда загущенных посадок: растения заражаются друг от друга, а мошка просто мигрирует себе туда-сюда).
-
Групповые посадки
Групповые посадки на участке не просто явление, а закон ландшафтного дизайна. Сады и одинокие растения – несовместимые понятия. Их наполненность зависит от стиля сада и в той или иной мере какое-то растение будет доминировать. Это может быть как многолетник, так и однолетник. В первом случае меньше хлопот, второй предполагает при желании хозяина смену настроения каждый сезон.
В групповых посадках также следует придерживаться правила «от большего к меньшему». Исключением станут клумбы с определенным рисунком, рабатки, бордюры, живые изгороди. Для них сразу-же и высоту прогнозируют (она тоже может быть частью рисунка).
-
Доступность
Это самое простое и понятное правило. Оно больше всего заботится о хозяине сада. Пренебречь им могут не все. Его суть в заботе о кошельке владельца с периода, когда сад только закладывается и работает всю его жизнь, немного корректируя периодически его (кошелька) вместимость.
Доступность – это такой подбор растений, где учитываются цена, зонированость и уход. Если захотелось экзотики, а климат местный не позволяет, то купите себе это удовольствие, только держите в горшке и вовремя пересаживайте.
Само по себе термин «Модерн» уходит своими корнями в XIX-XX веке, в то время, когда в Европе возник принципиально новый вид искусства, соединяющий в себе многочисленные компоненты многих течений этого периода.
Одной из генеральных особенностей стиля модерн несомненно являются мягкие изгибы и контуры, отклонение по возможности от прямых углов и предпочтений более натуральным орнаментам, какие свойственны естественным объектам.
Подобное направление в основном старается гармонично соединять художественные и утилитарные начала во всем, с чем приходится работать. Подавляющее большинство элементов интерьера, произведенных в этом стиле, имеют гибкую и утонченную форму.