Для чего надо сгруппировать или систематизировать цвета? Это делают, чтобы легче было изучать цвета ученным, а еще в этом есть потребность в изобразительном искусстве, медицине, минералогии и в других областях.
Первым примером систематизации цветов является спектральный круг И. Ньютона. Он соединил спектр в круг, а для плавности перехода добавил между красным и фиолетовым пурпурный цвет. С того времени (уже более 400 лет) данный цветовой круг признается всеми как первооснова и символ гармонии.
Главным условием гармоничности изображенного круга является природная расположенность цветов в порядке природного спектра. Взять хоть белый цвет, который вы видите в центре. При разложении его мы получим все остальные спектральные цвета. Равным образом, если смешать все эти цвета, то получится серый или черный цвет.
Т. Юнг в XIX веке доказал, что при фокусировке красного, синего и зеленого на одной точке через специальные фильтры и три лампы, результатом станет белый луч.
Под основными цветами подразумевают: красный, синий и желтый цвета. А оранжевый, голубой и зеленый цвета – составные или вторичные. Они получаются при смешивании основных. Смешанные цвета – остальные цвета, получаемые при смешивании цветов друг с другом или с ахроматическими цветами. Например, коричневый, салатовый, розовый и т.д.
Опять-таки, цвета разделяют на теплые и холодные. К первым можно отнести, например, красный, оранжевый, персиковый, к холодным – синий, фиолетовый,
бирюзовый. Зеленый цвет можно сделать более теплым, добавляя больше к нему желтого, и наоборот, он станет холодным при большем количестве синего. В изобразительном искусстве присутствует еще одна группа – группа нейтральных или природных цветов. Их получают путем смешения противоположно расположенных цветов спектрального круга. К ним принадлежат и оттенки черного, серого и белого. Например, беж, хаки, охра, коричневый.
Помимо спектрального круга И. Ньютона, существуют и другие. Но одно качество остается неизменным – это последовательность спектральных цветов.
В цветовых кругах И. Ньютона и И. Гете систематизировались лишь спектральные цвета. А так как каждый цвет может меняться по светлоте и насыщенности, возникла необходимость создания такой модели, которая стала бы учитывать все изменения цветов по всем параметрам. На данный момент таких систем очень много. Все они построены на одной и той же идее – трёхмерности цвета и ”цветового тела”.
Первым, кто предложил такую модель, был И. Ламберт. Она представляла собой пирамиду, которая приблизительно отображала изменения цвета по светлоте и насыщенности. Его соотечественник Ф. О. Рунге предложил шар. По его экватору располагались оптимально насыщенные цвета спектра, к полюсу по меридианам – цвета, которые изменялись по светлоте. Черный и белый цвета находились на полюсах.
Подобные, но более совершенные системы предложили Г. Манселл и В. Ф. Оствальд. При составлении они учитывали такие характеристики цвета как насыщенность, светлота и цветовой тон. В системе Оствальда цвета расположены по кругу, разделенному на 8 основных частей, которые делятся еще на три. Основой стали дополнительные цвета, расположенные в противоположных концах диаметров.
В 1915 г был издан ”Атлас цветовой системы Манселла”. Цвета расположены в трехмерном теле. По вертикали находятся: сверху — белый, снизу – черный, а между ними девять одинаковых отрезков. Вертикаль – это хроматическая шкала. На вертикальных плоскостях тела дан цвет во всех его оттенках. Расположены они радиально. От вертикальной оси по радиусу находятся все тона данной длины волны и одинаковой светлоты – от самого бледного до самого насыщенного. Исходя из этого, насыщенность и интенсивность цвета определяется его расстоянием от вертикальной оси, а светлота – положением по горизонтали относительно вертикальной оси. Тон цвета имеет свое место в круге на горизонтальной плоскости и цвету соответствует определенный номер.
Подведем итог. Систематизировать или группировать цвета начали с выявлением цветового спектра. Цветовых систем существует много, но общее для них всех – это расположенность цветов по порядку в спектре – от красного к фиолетовому.