Законы восприятия цвета в колористике

Чем дальше человек удаляется от цвета, тем светлые цвета будут темнеть, а темные уходить в основной тон. Например, желтый будет становиться оранжевым. Фиолетовый — синим, зеленый – голубым, а синий – серым. Это закономерность цветовой перспективы — эффект Берцольда-Брюкке. Она связана с тем, что с увеличением расстояния слой воздуха становится толще, а воздух, как мы знаем, не является полностью прозрачным.

Явление того, что мы видим цвета по-разному при разном освещении, зависит от изменения уровня освещенности. Это объясняется понижением чувствительности глаза к различению цветовых тонов и смещением этой способности в сторону коротковолновой части спектра. В сумеречном свете красные и желтые цвета темнеют, синие и фиолетовые – светлеют. При искусственном освещении – фиолетовые цвета краснеют, голубые кажутся более теплыми.

Контрасты

Есть два вида контрастов: ахроматический и  хроматический. Точкой опоры для первого вида контраста является изменение светлоты под действием соседних цветов, а для второго – изменение цветового тона. Каждый из них подразделяется на одновременный, последовательный и пограничный.

контрасты в флористике

Ахроматический и Хроматический контрасты

Одновременный контраст

Есть одно общее правило для хроматических и ахроматических контрастов  при одновременном контрасте – на светлом фоне всякий более темный цвет темнеет, на темном фоне более светлый – светлеет.

Последовательный контраст

Это возникновение контрастного цвета на некотором поле или при закрытых глазах после смотрения на яркий свет или цветной объект. Например, посмотрите из глубины комнаты на окно, а потом закройте глаза. В тот момент в зрительном аппарате возникнет образ окна, но цвет и светлота его стекла и оконной рамы будут противоположны цвету и светлоте раздражителя. Это объясняется большим количеством света, а это утомляет сетчатку глаза в светлых местах. Потому при последовательном контрасте сначала появляется темная или чуть светлая зона. Как бы сильно не зажмуривали Вы глаза, через веки проникнет достаточно света, чтобы вызвать раздражение мало утомляемых частей сетчатки и тем самым слабое световое ощущение. Потому-то, при закрытых глазах рама окна кажется светлее. Это и есть пример ахроматического последовательного контраста.

последовательный контраст рисунок

Последовательный контраст

Хроматический последовательный контраст

Явление последовательных хроматических  контрастов возникает из-за утомления подвергшихся раздражению зрительных клеток. Например, смотрим на красный предмет долго. Ответственные за красный цвет клетки начинают уставать. Тут включаются в работу клетки, отвечающие за зеленый цвет. Это для того, чтобы сохранить зрительный баланс глаза. Отсюда иллюзия зеленоватого цвета. И так с каждым хроматическим цветом.

Основные пары хроматических контрастных цветов – красный-зеленый, синий-оранжевый, желтый-фиолетовый, белый-черный.

Основные закономерности хроматического последовательного контраста:

  1. Зрительное изменение цветового тона всегда происходит в сторону цвета контрастного к цвету фона
  2. Более насыщенный цвет вызывает и более сильный контраст в отношении менее насыщенного цвета
  3. Очень сильное освещение делает контраст слабее, а при слабом контраст усиливается
  4. Ощущение контраста длится недолго, ибо глаза устают
  5. Ахроматический контур понижает действие одновременного контраста ( рисованные герои мультиков Диснея или витражные картины)

Пограничный контраст

виды пограничного контраста

Два вида пограничного контраста

Иррадация

Явление иррадации состоит в том, что светлые поверхности как бы увеличиваются вширь. Они обладают большей энергией, нежели темные. Поэтому, свет, падающий от них на сетчатку глаза, раздражает и прилегающие нервные окончания.

Хроматическая стереоскопия

Это явление объясняется так: на темном фоне светлые цвета ”выступают” вперед, а темные ”отступают” назад. Оно зависит от:

  • Цветового тона (теплые – выступают, холодные – отступают)
  • Светлоты (теплые и светлые воспринимаются выступающими на фоне из холодных и темных цветов)
  • Насыщенности (чем насыщеннее цвет, то больше он выдвигается вперед).

Очень часто этот прием используют художники и дизайнеры интерьеров.


© 2013 - 2021 Сайт о розах. Все права защищены.
Для любых предложений по сайту: [email protected]